Таинства церкви
Таинство церкви — это священнодействие, в котором через видимую составляющую (церковный обряд), таинственно и незримо верующим подаётся благодать Святаго Духа или спасительная сила Божия.
Принято выделять семь таинств Православной Церкви:
- Крещение
- Миропомазание
- Покаяние (Исповедь)
- Причащение (Евхаристия)
- Брак
- Священство
- Елеосвящение (Соборование)
Епископ может совершать все семь таинств. Священник может совершать все таинства кроме таинства священства. В особых случаях, когда жизни человека угрожает смерть, таинство крещения может совершить любой православный христианин с точным соблюдением крещальной формулы.
Таинство Крещения
Крещение есть Таинство духовного рождения и возможно лишь единожды. В Крещении человек принимается в лоно Церкви и получает возможность может приступать к других таинствам. Крещение не даёт гарантию спасения, но открывает путь к нему. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. Младенцы крещаются по вере родителей и воспреемников, которые обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок стал настоящим христианином. Для крещения взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, крепкая вера и покаяние. Крестным воспреемникам, родителям и взрослым крещающимся перед Крещением необходимо пройти краткий курс катехизации.
См. также: О Крещении
Таинство Миропомазания
Миропомазание совершается сразу после крещения один раз в жизни. Через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. В Таинстве Крещения человек омывается благодатью от скверны первородного греха и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает Дары Святого Духа – благодать (Божественную силу) для жизни в качестве христианина, укрепления в духовной борьбе, исполнения Заповедей.
Таинство Покаяния
В таинстве Покаяния верующий исповедует свои грехи Богу в присутвтвии священника и через священника получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Архиепископ Иоанн Шаховской говорит, что значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
Таинство Причащения
Таинство причащения совершается за Литургией. В таинстве Причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. Таинство Святого Причащение установил Сам Христос во время Тайной Вечери и заповедал ученикам совершать его всегда. К таинству Причащения необходимо готовиться.
Таинство Брака
Брак (Венчание) — великое таинство, а не просто красивый обряд. В таинстве Брака благословляется супружеский союз жениха и невесты и испрашивается Благодать Божия для взаимной помощи, благословенного рождения и воспитания детей. Целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь и спасение через любовь к ближнему. Поэтому к нему необходимо относиться со страхом Божиим. В идеале христианский брак нерасторжим. Расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей. Чтобы приступить к таинству брака в храме Рождества Христова, необходимо обратиться ко священнику.
Таинство Священства
В Таинстве Священства человек через архиерейское рукоположение (хиротонию) получает благодать Святаго Духа для служения Церкви Христовой. Священником Православной Церкви может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами и психически здравый.
Таинство Елеосвящения
Елеосвящение или соборование — это таинство, в котором при помазании человека освящённым елеем (маслом) на него призывается Божия Благодать для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов. Младенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершённых грехов. Елеосвящение может совершаться в церкви или у постели больного. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление. После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься. Соборование может совершаться при тяжелой болезни в течение всего года, а в Великий Пост по традиции к таинству приступают все верующие.